Опера "Контрабас". Лирические сцены по пьесе Патрика Зюскинда.
13 июня 2018, 16:10
Писаревский Денис (DenPisarevsky)
Денис Писаревский. "Контрабас". Лирические сцены по пьесе Патрика Зюскинда.
(либретто Артема Каверина и Дениса Писаревского)
Тема «маленького человека», раскрытая в пьесе Зюскинда на примере контрабасиста, сидящего за последним пультом в оркестре, актуальны во все времена. Обратиться к пьесе «Контрабас» меня побудила также ее исключительная музыкальность. Было принято оригинальное решение – вывести из монолога контрабасиста ряд действующих лиц, превратив моноспектакль в оперу с семью персонажами и «массовкой» – хором оркестрантов. Опера изобилует музыкальными аллюзиями и цитатами, раскрывающими подтекст пьесы. Так, например, четыре певца-баса (струны) поют под аккомпанемент «пиццикато» контрабаса и своеобразного джаз-бэнда в оркестре. Джаз, ненавистный Контрабасисту, – важная характеристика образа Контрабаса – его антагониста; лейтмотив Сары благоухает красочными гармониями и плавно переходит в музыку первого акта оперы Вагнера «Золото Рейна», в которой героиня должна вечером играть Вельгунду. Смешение стилей, контрапункт всех лейтмотивов создают атмосферу хаоса и всё возрастающего безумия в финале.
Контрабасист (К.) и Контрабас (К.-б.) повествуют об особенностях инструмента. К ним присоединяется хор оркестрантов (Орк.). К. продолжает свой рассказ, углубляясь в подробности акустики и звукоизоляции, распахивает окно... Ужасный шум города вынуждает К. почти сразу же захлопнуть его. Дальнейшие рассуждения о судьбе Вагнера, мучившегося от бесконечного стука жестянщика на улице, приводят К. к идее провести тест - проверить громкость звучания контрабаса в условиях звукоизоляции. Эксперимент показывает, что пробивной силе инструмента нипочем бетонные стены. Соседка. Фрау Нимайер (Фр. Н.), в ярости и требует прекратить бесчинство. К. это только веселит. Внезапно его грезы о несбыточной любви вызывают образ певицы Сары (С.). Он беспокоится за ее выступление в премьере «Золота Рейна». Осознание недоступности предмета своей любви, разницы в положении, вызывает у К. отчаяние и гнев. С. не замечает его и продолжает петь партию Вельгунды. К. в душе ощущает себя перед ней отвратительным карликом-Альберихом, сошедшим с партитуры Вагнера. Орк. вторят С., скандируя на немецком, обращаюсь к нему: "Тьфу! Лохматый, немытый горбун! Черный, чадный, мозолистый гном! Ты по себе подругу ищи!" К. находит корень всех зол: контрабас! Вот - препятствие на пути к достижению заветной мечты! Фр. Н. преследует К., словно злой демон, спутывая ему мысли. К-б. ей в этом охотно помогает. К. еще отрешеннее грезит о С. и пытается найти способ привлечь ее внимание... Заиграть на премьере вызывающе красиво, либо, напротив, жутко сфальшивить? Разбить контрабас? Или издать неистовый крик: "Сара!!!" из оркестровой ямы?
Запись в более высоком качестве можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=uIyHjGr1Kog
Согласны с комментарием?
20